Не каждый маркетолог одинаково полезен. Как не ошибиться в выборе?

Автор:Anatolij Akantinov

Не каждый маркетолог одинаково полезен. Как не ошибиться в выборе?

До недавнего времени достаточно было нанять на работу маркетолога, аналитика, специалиста по рекламе, PR или продажам, мерчендайзера, интернет-маркетолога и этого было достаточно. Но с развитием рынка, выбор специалиста усложняется: появляются новые более узкие специальности, маркетинг все больше уходит в интернет, директор и HR-менеджер не разбираются в тонкостях маркетинга, появляются лже-маркетологи или разнятся мнения о функциях того или иного специалиста, все больше под маркетингом понимают рекламу.

Как же разобраться в этом многообразии специализаций и функций? Как выбрать себе специалиста в соответствии с уровнем выполняемых задач? Как найти специалиста в условиях дефицита квалифицированных кадров?

Перед выбором специалиста необходимо понимать несколько принципов и условий бизнеса:

  1. Следует понимать, что как бизнесы бывают разные: В2В, В2С, сфера услуг, так и маркетологи имеют разные психотипы. Важно найти соответствие между выполняемыми функциями, бизнесом и личностью маркетолога. Различают как минимум четыре типа маркетологов: аналитики, коммуникаторы, креаторы, стратеги. В зависимости от этого следует и определять склонность кандидата. Например, аналитику сложно быть коммуникатором (продавцом), а коммуникатор не всегда может быть  креативщиком (рекламистом).
  2. Важно понимать и уровень развития маркетинга на предприятии. Есть предприятия, работающие на внутреннем рынке, на внешнем, в условиях более жесткой конкуренции, различные по масштабу бизнеса и т.д. В связи с этим кому-то нужен маркетолог универсал, кому-то узкий специалист (к примеру крупным предприятиям), кому-то с уклоном на рекламные функции, кому-то на интернет пространство.
  3. Стратегия и ресурсы. Часто бывает, что у предприятия нет стратегии или ресурсов для её реализации. Поэтому маркетологи становятся заложниками ситуации: ими затыкают различные «дыры» или «тушат пожары». Часто маркетолога оставляют без ресурсов – управленческих, исследовательских, финансовых, требуя при этом результата. Это как рыба без воды, или птица без пространства. В этом случае ни одна из сторон не удовлетворена, и маркетинг не показывает истинных результатов.

Теперь несколько рекомендаций по выбору маркетолога:

  1. Многие предприятия ловят маркетологов на взлете, т.е. когда они ещё учатся в ВУЗах. Отмечают лучших по успеваемости, приглашают на практику, проводят гостевые встречи со студентами. Однако таких не много. Не говоря о том, что предприятия не ставят задачу учебным предприятиям по программе образования и не участвуют в учебном процессе, делясь опытом.
  2. Как правило, хорошие маркетологи работают на ведущих предприятиях страны, работающие на экспорт, либо известных брендов. Бывает, что у таких маркетологов наступает творческий кризис, либо им уже не дают возможность карьерного роста. Таких кадров надо отслеживать ещё на стадии их увольнения, справки о них можно навести через коммуникации со смежниками – рекламными агентствами, полиграфическими компании, профессиональные сообщества.
  3. Маркетологи в свободном доступе, на сайтах трудоустройств, требуют тщательного отбора через собеседование, тестирование, выполнения кейсов. Часто такие маркетологи хотят показаться лучше, чем они есть на самом деле, но здесь важно и понимать требования предприятия к данному специалисту. Важно, чтобы эти уровни совпадали. В этом случае важно привлекать также экспертов, которые оценят уровень маркетинга и требуемые функции на предприятии и соответствующий уровень специалиста.
  4. Маркетологов можно рассматривать на условиях аутсорсинга. Часто маркетологи выполняют функции, которые необходимы на коротком промежутке времени. Например, создание стратегии, постановка задач или проведение исследований, создание бренда или программы продвижения в интернет и т.д.
  5. В исключительных случаях маркетологов можно искать и на внешних рынках. Но это, как правило, узкоспециализированные, например, продвижение IT продуктов за рубежом, или директор по маркетингу для крупного бизнеса.
  6. Маркетинг это живой организм и он растем вместе с рынком и предприятием. Никто лучше не знает ваш бизнес, чем ваши сотрудники из других отделов – экономисты, технологи, обслуживающий персонал. Присмотритесь к ним, возможно это ваши будущие маркетологи. Легче вырастить своих, чем искать на стороне. Они лучше знают предприятие, это рост по карьерной лестнице и лояльность к предприятию. Помочь обучению могут опытные сотрудники, семинары, курсы, либо привлеченные эксперты.

Прочитав все вышесказанное, сделаем следующие выводы:

  1. Следите за кадровым рынком постоянно, иногда появляются хорошие специалисты с достаточным опытом.
  2. Обращайтесь в профессиональные сообщества, либо к маркетологам-профессионалам в подборе специалистов.
  3. Выходите с предложениями по мониторингу рынка специалистов по маркетингу, разработке стандартов и тестов под разные специализации.
  4. Обращайтесь за консультацией по организации и оптимизации маркетинга на предприятии, по  созданию и реализации стратегии, в т.ч. кадровой по внедрению функций маркетинга.
  5. Присматривайтесь к своим сотрудникам, даже из других подразделений, и растите их по карьерной лестнице.
  6. Повышайте постоянно квалификацию сотрудников специализированными курсами, семинарами, посещением конференций.
  7. Поощряйте, мотивируйте сотрудников, следите за их профессиональным выгоранием, осуществляйте ротацию.
  8. Сотрудничайте с ВУЗами не только по вопросам прохождения практики, но по рекомендациям и участием в учебном процессе (гостевые лекции), устраивайте свои конкурсы и т.д.
  9. Повышайте уровень знаний в маркетинге руководящему составу.

Об авторе

Anatolij Akantinov author

Оставить ответ